Гидрокрыло для рыбалки является абсолютно не обязательным, но приятным и комфортным приспособлением. С увеличением количества моторных плавательных средств вопрос их оснащения гидрокрылом становится все более актуальным. Владельцы моторных лодок получают возможность сравнивать их поведение на воде во время движения.
Для чего нужно гидрокрыло?
Задумываясь об установке гидрокрыла на двигатель своего судна, прежде всего, необходимо знать назначение такой модификации:
- выравнивание моторного судна на водной поверхности, что непременно приводит к повышению безопасности, особенно для лодок, склонных становиться в позу кобры при разгоне;
- ускорение перехода в режим глиссирования;
- экономичное расходование топлива;
- более ровное (без рывков) движение по волнам.
Назначение гидрокрыла в обеспечении его устойчивости в движении.
Разновидности и особенности
Главными различиями в гидрокрыльях являются их форма и конструкция, которые определяются мощностью мотора, длиной и грузоподъемностью лодки. Основные виды гидрокрыла:
- Монокрыло – состоит из цельной пластины, используется на моторах средней (25 – 50 л.с.) и высокой (более 50 л.с.) мощности.
- Двойное (стандартное) – состоит из двух раздельных частей, используется для двигателей малой (до 25 л. с.) мощности. Чаще всего устанавливают на подвесные моторы.
- Для троллинга – лопатка, складывающаяся вниз для увеличения сопротивления и снижения скорости.
Установка гидрокрыла на двигатели мощностью меньше 6 л. с. не имеет смысла, если длина каркасно-надувного водного средства более 3,5 м.
Нет большого смысла в установке гидрокрыла на сверхмощные (более 50 л. с.) двигатели – в движении лодок с такими моторами практически ничего не изменяется.
Оптимальной мощностью двигателя для установки этой модификации является 8 – 16 л.с.
Достоинства и недостатки
Как у всякого устройства, у гидрокрыла есть положительные и отрицательные качества, которые необходимо учитывать, задумываясь об установке приспособления.
Положительные:
- скорость перехода в режим глиссирования может сократиться на 10-20 %;
- повышается устойчивость судна на курсе, улучшается контроль над судном, особенно надувным;
- уменьшается вероятность задирания носа при резком увеличении скорости;
- прекращается возможность попадания воздуха в крутящий механизм двигателя;
- возможно сокращение расхода горючего;
- появляется возможность уменьшения потерь скорости на поворотах за счет уменьшения радиуса разворота;
- не мешает при гребле веслами.
Отрицательные:
- снижение максимальной скорости судна;
- увеличивается время очистки винта после плавания по мелководью, заросшему травой или после попадания в браконьерские сети;
- результат установки гидрокрыла не всегда можно почувствовать, если применяется слабый мотор на тяжелой лодке или очень мощный мотор.
Как выбрать гидрокрыло?
Выбор гидрокрыла (антикавитационного крыла) зависит от пожеланий хозяина судна и мощности двигателя. В Германии, на одних из проводившихся испытаний, использовалась жестко-надувная лодка со следующими параметрами:
- длина – 4,5 метра;
- мощность двигателя – 40 л. с;
- полезный вес – 2 человека и 140 кг – для создания ситуации перегрузки, перемещался по судну в процессе испытаний.
Испытывались следующие параметры:
- разгон до 30 км/ч;
- расход горючего;
- скорость водного средства.
Результаты по испытаниям с различными моделями гидрокрыльев:
- AttwoodGross – быстрый выход на глиссирование с уменьшением максимальной скорости на 6 км/ч.
- AttwoodKlei – двигатель выдал больше оборотов, за счет чего уменьшилось время разгона, снизилось потребление топлива при 3300 об/мин, общая скорость слегка снизилась.
- Doelfin – наименьшее снижение скорости и быстрый выход на глиссирование с увеличением расхода топлива.
- Lalizas – показал хорошую работу с малым моторным судном.
При выборе гидрокрыла необходимо учитывать следующие особенности движения водного средства с этой модификацией:
- установка приспособления на моторы мощностью до 6 «лошадок» может быть бесполезной;
- гидрокрыло возвращает на воду, те суда, которые при разгоне стремятся встать на дыбы. Такие суда при старте получают более плавное движение;
- гидрокрылья, которые помогают быстрому разгону лодки, экономят топливо;
- наибольший эффект – экономия топлива, выравнивание посадки и быстрый старт достигается при применении двигателей мощностью 8-12 л. с;
- для килевых лодок с мощностью более 8 л. с. приобретается выравнивающее воздействие, помогающее выходу в глиссирование.
Монтаж своими руками
Вновь приобретенное гидрокрыло (антикавитационное крыло) требует некоторых несложных операций по установке (обычно прописываются в прилагаемой инструкции):
- удалить с поверхности гидрокрыла лишнюю смазку;
- проклеить прокладки, если они имеются;
- просверлить отверстия в антикавитационной плите в соответствии с отверстиями на крыле. Определяющее значение имеет точность разметки отверстий;
- установить гидрокрыло и плотно зажать болтами, чтобы предотвратить раскручивание при вибрации.
Существует вариант крепления на зажимах. В этом случае сверление антикавитационной плиты может не потребоваться.
Изготовление гидрокрыла своими руками
Главной причиной изготовления гидрокрыла своими руками является удешевление этой модернизации. Вариантов изготовления самодельного устройства множество. Приступая к изготовлению нужно понимать, что под каждый мотор и лодку могут потребоваться свои размеры и форма. Больших навыков и мастерства для изготовления такой модернизации не требуется, необходима аккуратность и соблюдение симметричности.
Понадобятся следующие инструменты:
- «болгарка» или ножовка по металлу;
- гаечные ключи;
- болты с гайками и граверными шайбами;
- напильник;
- дрель со сверлами.
Последовательность изготовления:
- Взять в качестве материала лопасть совковой лопаты, кусок дюраля или другой подходящий плотный не хрупкий материал.
- Измерить толщину ноги мотора у антикавитационной плиты.
- Разметить, вырезать заготовку болгаркой или ножовкой.
- Обработать края напильником или болгаркой для получения обтекаемых краев, без острых углов.
- Просверлить отверстия в заготовке гидрокрыла и антикавитационной плите, строго соблюдая симметричность.
- Закрепить крыло на плите с обязательным использованием граверных прокладок и контргаек.
Для самостоятельного изготовления гидрокрыла необходимо использовать нержавеющие материалы.
Самодельные гидрокрылья, желательно изготовить разных форм, чтобы подобрать наилучший вариант для своего моторного судна.
Несомненно, гидрокрыло изменяет параметры движения водного судна. Принимая решение об установке модернизации необходимо учитывать все возможные положительные и отрицательные изменения в характеристиках движения лодки.