Лодки подразделяются по видам используемого для ее создания материала и способам передвижения по воде. В основном плавательные средства передвигаются с помощью:
- силы ветра (парусные);
- весел;
- электрических или бензиновых моторов.
Большую популярность в нашей стране получил лодочный мотор отечественного производства «Вихрь 30» с бензиновым двигателем.
Технические характеристики
Данный вид мотора изготавливается с 1966 года на Куйбышевском моторостроительном заводе в Самаре. Сейчас завод называется ОАО «Моторостроитель», который продолжает выпуск подвесных лодочных моторов. Серийно на нем под маркой «Вихрь» выпускаются моторы:
- «Вихрь-30Э».
- «Вихрь-30Р».
- «Вихрь-32».
По сравнению с зарубежными аналогами он имеет свои преимущества и недостатки, некоторые из них необходимо рассмотреть более детально. Выпуск модели мотора «Вихрь 30» начался в 70-х годах прошлого столетия. В комплект к основному мотору идет:
- канистра со шлангом;
- аккумулятор «6СТ»;
- руководство по эксплуатации.
При соблюдении правил, прописанных в технических документах, надлежащей обкатке, своевременном техосмотре, грамотной эксплуатации, моторы класса «Вихрь» любой модификации имеют ресурс 500 часов работы. На сегодняшний день лодочный агрегат имеет такие технические характеристики:
- тип мотора: двух цилиндровый, двухтактный;
- мощность 30 л.с.;
- рабочий объём цилиндров: 848 куб.см.;
- максимальное число оборотов в секунду: 5000;
- масса 45 кг.;
- емкость топливного бака 22 л.;
- передачи — F-N-R;
- система зажигания МБ-22;
- запуск двигателя: ручной или электрический;
- топливо: смесь бензина с маслом по соотношению 20:1;
- марка топлива 76-92;
- смазка: предварительным смешиванием.
Моторы донного класса выпускаются с ручным и электрическим запуском. Маркировка «Вихрь30Э» указывает на то, что этот двигатель комплектуется системой электронного запуска и имеет выпрямитель для зарядки аккумуляторной батареи.
Для стабильной и продолжительной работы аккумуляторной батареи при стационарном использовании на лодке или катере рекомендуется отключать плюсовую клемму даже при непродолжительных суточных стоянках. Не реже чем раз в месяц необходимо проводить технический осмотр батарей на:
- Плотность.
- Наличие электролита.
- Необходимость производить подзарядку.
Преимущества и недостатки мотора
Рассмотрим достоинства и недостатки лодочного мотора класс «Вихрь30». Показатели, которые являются его положительными отличиями:
антикоррозийное покрытие подводной части двигателя позволяет использовать его как в пресной, так и морской соленой воде;
- значительно низкая стоимость по сравнению с аналогичными по кассу импортными агрегатами;
- высокая мощность, позволяющая передвигать плавательные средства по воде со скоростью до 60 км/ч.;
- недорогой ремонт и наличие любых запчастей для его восстановления;
- повышенный литраж топливного бака (22 литра);
- возможность использования бензина любых марок.
К недостаткам лодочного мотора «Вихрь30» можно отнести:
- Повышенную шумность.
- Большое гидравлическое сопротивление подводной части двигателя.
- Ограниченный срок работы подшипников в редукторе.
- Высокий расход топлива.
- Нестандартное крепление гребного винта, которое не имеет аналога для его замены.
- Трудную регулировку карбюратора.
- Низкий уровень КПД гребного винта и редуктора.
Мнение владельцев
Общее мнение о моторе «Вихрь 30» — это то, что он недорогой (бюджетный) вариант, используемый на лодках весом от 150 кг. Недостатки данного агрегата компенсируются дешевизной ремонта и комплектующих запчастей на него, а также:
- надежностью завода-изготовителя;
- стабильной работой двигателя при минусовых температурах;
- возможностью мелкого ремонта при наличии нужного инструмента даже в полевых условиях;
- хорошей скоростью передвижения по воде с использованием мотора «Вихрь 30».
Конечно, имеются и отрицательные отзывы. В основном это:
- Жалобы на повышенный расход топлива.
- Сильный шум при работе двигателя даже на холостом ходу.
- Менее комфортное управление лодкой с применение мотора «Вихрь 30» по сравнению с импортными аналогами.
Вывод относительно приобретения такого мотора, судя по отзывам его владельцев, неоднозначный. Для сравнения можно взять автомобили отечественного производства. Есть скептики, они категорически не приобретают данный вид транспорта, а есть и искренние фанаты, которых не страшат гаражные механические работы по восстановлению или усовершенствованию своего любимого авто.