Производство бензиновых моторов для лодок торговой маркой «Москва» началось в 1955 году на Московском машиностроительном заводе. А с 1963 года по 1966 год изготовление моторов класса «Москва 10» продолжилось на Ржевском заводе автотракторного электрооборудования №3.
В советские годы в нашей стране такой лодочный мотор имел высокий потребительский спрос. Его хорошие технические качества и сравнительно невысокая цена, по сравнению с иностранными аналогами, позволили удовлетворить потребности могих владельцев данного агрегата.
Технические характеристики
Перечислим основные технические данные лодочного мотора «Москва 10»:
двухтактный двигатель карбюраторного типа;
- 2 рабочих цилиндра с диаметром 55,2 мм.;
- мощность двигателя 10 л.с.;
- объем цилиндров 244 куб. см.;
- общий вес 31 кг.;
- расход топлива 4.5 л/ч.;
- максимальная мощность 4200 об/мин.;
- рабочая топливная смесь — бензин марки А-70 и масла с расчетом (6-7%) от общего объема;
- водяное охлаждение;
- запуск двигателя — ручной стартер;
- топливный бак на 20 л. (отдельный от мотора);
- диаметр винта 242 мм.
По сравнению с другими лодочными моторами, выпускаемыми в те годы в нашей стране, агрегат «Москва 10» можно по праву считать удачно запущенной серией. Его прототипом являются американские моторы «Scott-Atwater 10». Специалисты в водно-моторной отрасли отмечают, что:
- Оба агрегата имеют весьма схожий внешний вид.
- При проектировании нашего образца были использованы все передовые элементы и технологии, которыми был оснащен зарубежный аналог.
Преимущества и недостатки мотора
Рассмотрим для начала положительные качества лодочного мотора «Москва 10»:
- имеется реверсное устройство, которое позволяет двигаться лодке передним и задним ходом;
- антикоррозийное покрытие водной части мотора дает возможность применять его как в соленой (морской), так и пресной воде;
- достигается хорошая скорость движения плавательного средства с установкой данного агрегата: для скутеров до 50 км/ч., а для лодок от 10- 35 км/ч;
- имеется водяной насос для откачки воды из лодки с отдельной (собственной) помпой;
- применяются два вида винта: грузовой и скоростной;
- малый расход топлива;
- высокая ремонтопригодность, осуществление мелкого ремонта возможно в походных условиях;
- амортизирующие пружины подвески;
- невысокое сопротивление гребного винта с повышенным КПД;
Но присутствуют и незначительные недостатки моторов модели «Москва 10»:
- Верхний кожух изготавливается из обычной стали и в морской воде быстро приходит в негодность.
- Присутствуют ненадежные охлаждающие помпы.
- Реверсивная тяга — неразъемная, из-за чего ремонт или замена редуктора сопровождается снятием мотора.
- Маховик имеет маломощный магнит, что дает слабую искру, затрудняя завод двигателя.
Несмотря на недостатки мотора «Москва 10», он приобрел высокую оценку среди своих почитателей. Чего нельзя отнести к последующим моделям «Москва 25» и «Москва 30». Повлияли на это конструктивные особенности моторов или это была недоработка проектировщиков данных агрегатов, но сейчас марка лодочных моторов «Москва» потеряла свою былую славу.
Мнение владельцев
На интернет-форумах, где высказывают свое мнение владельцы лодочных моторов, можно прочесть информацию и об отечественном производителе. Среди них есть немало положительных комментариев, относящихся к модели «Москва 10».
Несмотря на то что сейчас появилось большое количество разнообразных лодочных моторов, подразделяющихся по:
- качеству;
- мощности;
- дизайну;
- производителю.
Существует и группа людей, которые ценят раритетные аппараты, особенно если они были изначально изготовлены качественно и надежно, как говорится «на совесть». К числу заслужено одобренных потребителем моторов относится и 10-сильный, малолитражный (экономичный) бензиновый двигатель «Москва 10». Его широко применяли и до сих пор применяют в поездках на рыбалку, используют как водную тяговую силу для перевозки грузов, а также на водных прогулках.
Во многом владельцев устраивает его надежность, легкость в ремонте, наличие запчастей или способ альтернативной замены недостающих запчастей. А в умелых руках мастера данная модель легко модернизируется, приобретая свою вторую жизнь. Поэтому если у вас «золотые руки», то использование данного мотора принесет вам только радость.