Для нужд водомоторников (рыбаков, охотников, путешественников, спортсменов) отечественной промышленностью выпускалось несколько моделей подвесных лодочных моторов. С 1964 года в Ульяновске серийно выпускались несколько моделей подвесных лодочных моторов марки «Ветерок».
С перерывом производства с 1984 по 1993 год выпуск моторов окончательно прекращен в 2008 году. Но они до настоящего времени находятся в эксплуатации у любителей походить на лодках, катерах и яхтах под мотором.
Технические характеристики
Ветерок имеет классическую схему. Все узлы расположены вертикально. Это двухтактный двигатель с двумя цилиндрами, имеющий дефлекторную продувку и всасывание топливной смеси через лепестковые клапаны.
248 кубических см. рабочего объема выдают 18 л.с. Максимальная частота вращения 5000 об/мин. Диаметр цилиндра 60 мм. Они выполнены из чугунных гильз. Масса мотора с незаправленным топливным баком 27,5 кг. Расход топлива по паспорту 4,7 кг/ч. Большинство моторов имели стандартную длину ноги, предназначенную для транца высотой 380 мм. Выпускались моторы с длинной ногой под транец высотой 510 мм.
Зажигание осуществляется через маховичное магнето с контактным прерывателем либо тиристорным бесконтактным коммутатором. Мотор имеет принудительное водяное охлаждение забортной водой. Управление осуществляется румпелем, с возможностью установки дистанционного управления.
Преимущества и недостатки мотора
Производитель постоянно модернизировал конструкцию мотора для улучшения потребительских характеристик. Основные достоинства мотора:
- высокая надежность и долговечность;
- возможность технического обслуживания и ремонта в любых условиях повысила его ремонтопригодность;
- нетребовательность к качеству моторного масла и возможность работы на низкооктановом бензине;
- низкий расход топлива;
- небольшая масса по сравнению с аналогами;
- узкая нижняя часть редуктора снижает подводное сопротивление;
- легкий пуск двигателя;
- простота замены гребного винта;
- высокая эффективность работы винта.
При эксплуатации мотора выявлены следующие его недостатки:
- применение устаревших узлов, не позволяющих форсировать двигателя для повышения удельной мощности;
- наличие только одной передачи вперед, задний ход отсутствует;
- невозможность аварийного отключения зажигания мотора (отсутствие аварийной кнопки);
- старые модели карбюратора не имели систему, улавливающую топливо, которое проливалось;
- отсутствие системы поддержки теплового режима (отсутствует термостат);
- оригинальное крепление винта, что исключает взаимозаменяемость винтов от других марок;
- мотор с левым вращением винта, большинство других марок имеет правое вращение;
- оригинальная система дистанционного управления, не позволяющая применять альтернативные системы;
- большие количество узлов, соединений.
Мнение владельцев
При наличии некоторых конструктивных недочетов общее мнение владельцев о моторе весьма положительно. Высокая надежность и ремонтопригодность позволяет эксплуатировать мотор без особых проблем. При наличии поломки мотор можно отремонтировать на реке. Неподготовленному водомоторнику лучше выбрать другой мотор.
Но при правильной доработке и обслуживании «Ветерок» будет работать долго и надежно. Лодку с двумя пассажирами под 200 кг уверенно выводит на глиссер. При правильном комплекте лодка – мотор и загрузке позволяет передвигаться по воде со скоростью до 30 км/ч. Неприхотливость к топливу и маслу позволяет эксплуатировать мотор в самых удаленных местах, где отсутствуют качественное топливо и масло.