Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
18:43, 05 ноября 2016

Выбираем аккумулятор для лодочного мотора


Количество маломерных судов, используемых для различных целей на водоемах нашей страны, имеет тенденцию к росту. Применение механических движителей значительно повышает комфорт при передвижении на воде.akkumulyator_dlya_lodocbnogo_motora Помимо двигателей, работающих на топливе, в определенных условиях используют моторы на электрической тяге. Поскольку использовать в качестве источника энергии электрическую сеть невозможно, то для работы лодочных электромоторов используют емкостные накопители электроэнергии, всем известные как аккумуляторы.

Электрические батареи могут применяться не только для обеспечения работы электрических двигателей. Их используют с бензиновыми или дизельными движителями: для дистанционного запуска, питания приборов на панели управления лодкой или катером, эхолота, GPS-навигатора, сигнальных фонарей, помпы и других потребителей.

Виды аккумуляторов

По функциональному назначению аккумуляторы для маломерных судов разделяют на три класса:

  1. Стартерные. Это обычные батареи, которые используются и в автомобиле для его запуска. Они могут выдавать большой пусковой ток для прокручивания стартера. Поскольку их назначение — выдать больший ток при запуске двигателя, они не могут работать долгое время на разряд, то есть питать другие электроприемники без подзарядки. Глубокая разрядка этих батарей выводит их из строя. На судах выполняют ту же функцию, что и на автомобиле. Служат для запуска дизельного или бензинового мотора. При подключении к генератору могут подзаряжаться по ходу движения лодки.
  2. Тяговые. Применяют специально для питания приборов и установок в течение длительного времени без подзарядки. Именно они обеспечивают надежную работу электромоторов без перерывов. Глубокий разряд для них не опасен и не приводит к выходу из строя батареи.
  3. Двойного назначения. Это батарея смешанного функционала. Чтобы не использовать две батареи и для пуска двигателя, и для постоянного питания электромотора и других потребителей.

Для лодочного электромотора принципиально может использоваться любой тип емкостного накопителя. Каждый водомоторник осуществляет выбор в зависимости от требований к продолжительности работы, сроков службы батареи, ценовой составляющей. Тем не менее, для электромоторов используют специальные тяговые батареи, предусматривающие возможность многократного глубокого разряда, способные давать ток на протяжении долгого времени. От их качества зависит количество циклов полной разрядки, время работы мотора на одном заряде.

Тяговые аккумуляторы разделяют на две группы:

  • литий-ионные батареи (Li-ion);
  • свинцово-кислотные.

Кислотные аккумуляторы классифицируются в зависимости от типа электролита:

  • классические аккумуляторы с жидким электролитом;
  • AGM-аккумуляторы с абсорбированным электролитом;
  • гелевые аккумуляторы с химическими добавками в электролите, превращающие электролит в гелевое состояние.

Основные характеристики

Литий-ионные батареи широко используются для питания бытовых электронных приборов, автомобилей, электрических моторов. Первые модели, выпущенные в 1991 году были очень дорогими. Технологии изготовления постоянно совершенствуются. Обладают следующими характеристиками:akkumulyator

  1. Напряжение единичного элемента 3,7 В, снижает рабочее напряжение всей батареи 11,1 В.
  2. Высокая энергоемкость (140-240 Втч/кг).
  3. Низкий ток саморазряда, составляет 3 % в месяц.
  4. Низкий вес. Батарея 60Ач весит 5-6 кг.
  5. Работа в температурном режиме от -20 до +60 0С.
  6. Время заряда от 15 до 60 минут.
  7. Высокая стоимость в расчете на 1 кВт мощности (250-300 долларов США).
Батареи имеют некоторые недостатки. После 500 циклов полной зарядки/разрядки емкость батареи снижается на 80%. Для увеличения количества циклов зарядки до 1000 батарею следует разряжать на 80%.

Батареи с жидким электролитом выпускаются по современной технологии Са/Са с легированием пластин серебром. Характеристики:

  • высокая масса. Батарея на 60 Ач имеет вес около 20 кг;
  • номинальная емкость указывается в Ач, имеет широкий диапазон;
  • удельная энергоемкость 30-60 Втч/кг;
  • низкий ток саморазряда;
  • низкая стоимость (от 50 долларов США за батарею 50Ач);
  • малое количество полного разряда батарей. После нескольких полных разрядов пластины осыпаются, и батарея выходит из строя.

Гелевые аккумуляторы отличаются по конструкции и технологии изготовления. В электролит добавляют вещества, предающие ему гелеобразное состояние. Характеристики:

  • емкость батареи от 55 до 150 Ач;
  • максимальный ток заряда может достигать до 30 А, зависит от емкости батареи;
  • максимальный пусковой ток от 550 до 950 А;
  • максимальное напряжение для подзарядки 14,4В;
  • высокий ток саморазряда до 30% за месяц;
  • количество циклов разряда/заряда 300-400;
  • вес батареи на 60-Ач 18-20 кг.

AGM аккумуляторы предусматривают использование абсорбирующего электролита. Характеристики:

  • устойчивость к вибрации;
  • работа при низких температурах до -30 0С;
  • высокий вес, батарея 60 Ач 20-25 кг.;
  • максимальное напряжение для подзарядки 14,4В;
  • количество циклов заряда/разряда 500, некоторые модели имеют до 4000 циклов;
  • высокая цена.

Чему следует уделить внимание?

При выборе аккумулятора исходят из условий, в которых будет использоваться батарея, а также финансовых возможностей. Самые доступные классические кислотные батареи. Самые дорогие литий-ионные. Но они отвечают самым высоким эксплуатационным требованиям. Батарея должна обеспечивать минимальный запас работы мотора по времени не менее 2 часов. Ее вес имеет значение при общей загрузке лодки. Время работы без подзарядки зависит от емкости батареи. Чем больше емкость, тем дольше проработает аккумулятор без технического обслуживания. Кислотные модели имеют большой пусковой ток, которые заметно снижается при дальнейшей работе. Гелевые или AGM выдают постоянный ток на протяжении продолжительного периода времени и его снижение не так заметно.

Обслуживание и уход

Производители максимально стараются ограничить техническое обслуживание батарей пользователями. Даже классические аккумуляторы с жидким электролитом делают необслуживаемыми, герметичными. Владельцу батареи необходимо только следить за зарядом и своевременно подзаряжать ее. При эксплуатации кислотных батарей необходимо держать в вертикальном положении. При использовании батареи необходимо соблюдать технику безопасности, а также инструкции производителей. При зарядке использовать только зарядные устройства рекомендованного типа. Избегать короткого замыкания. Держать батарею в чистоте, проверять надежность контактов с клеммами.

Выбор аккумулятора для электромотора достаточно велик. При правильной эксплуатации и обслуживанию даже самый простой и недорогой вариант может прослужить продолжительное время, доставляя удовольствие от передвижения лодки с электромотором по воде.

(Visited 42 times, 1 visits today)

Об авторе: admin


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 FirstFisher.ru — интернет-журнал о рыбалке и рыболовах