Новый импульс массовому использованию надувных лодок придал материал, из которого стала изготавливаться основная часть таких лодок в последнее десятилетие. Это поливинилхлорид (ПВХ) — термопластичный полимер, обладающий лучшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с резиной.
Несмотря на достаточную прочность, износостойкость и долговечность материала, повреждение лодок из ПВХ может случиться неожиданно для их владельцев. При движении на большой скорости под мотором материал может не выдержать соприкосновения с подводными препятствиями – корягами, острыми камнями, арматурой и т.д. Возникшие повреждения не позволят нормально передвигаться на лодке по водоему, но можно добраться до берега, где провести ее ремонт.
Что входит в ремкомплект
При продаже лодок ПВХ в их комплекте поставляется сумка с материалами для ремонта в походных условиях.
В состав ремкомплекта обычно входит тюбик с клеем, заплаты и запасной клапан. Этого достаточно, чтобы отремонтировать лодку на берегу, если получили небольшой прокол или порез. При большом повреждении поверхности этих материалов не хватит. Крупные порезы, проколы разрывы необходимо ремонтировать в специальных мастерских.
Для ремонта в походных условиях, кроме ремкомплекта, необходимо иметь следующие вспомогательные элементы:
- кусок наждачной бумаги очень мелкой зернистости для зачистки поверхности ПВХ;
- ножницы или нож для вырезания заплатки;
- кисточка для клея;
- небольшая емкость с растворителем для обезжиривания поверхности ПВХ;
- зажигалка, для нагрева материала.
Ремонт лодки с помощь ремкомплекта
Самостоятельный ремонт небольших проколов или порезов лодки в походных условиях осуществляется в следующем порядке.
- Вырезается заплатка округлой или овальной формы по размерам, превышающим размеры поврежденной поверхности на 5-7 мм.
- Расправляется участок поверхности поврежденной лодки, очищается от грязи, зачищается наждачной бумагой.
- Заплатка и поверхность возле поврежденного участка обезжиривается растворителем или спиртом.
- На заплатку и поврежденную поверхность наносится клей тонким слоем, после чего ему дают высохнуть до состояния «на отлип». Далее наносят второй слой клея, которому также дают немного подсохнуть. Клей не должен высыхать полностью.
- Заплатку приклеивают на поврежденное место, нагревают зажигалкой для адгезии клея и поверхностей материала из ПВХ.
- Нагретую поверхность раскатывают валиком или другими подручными средствами для удаления пузырьков воздуха между заплаткой и поврежденной поверхностью лодки.
- Заклеенную поверхность оставляют на сутки для полного высыхания клея.
Характеристики и стоимость различных ремкомплектов
При приобретении лодки в ее комплект уже входят материалы для ремонта небольших проколов и порезов в походных условиях. Как правило, это небольшой тюбик с клеем и несколько отрезков ПВХ ткани. При длительной эксплуатации или частых ремонтах приходится приобретать либо новый тюбик с клеем, либо полностью комплект – клей и отрезки ткани.
Комплект клея и отрезков ткани от компании Баджер обойдется в 210 рублей. В пластиковом контейнере находится несколько кусков ткани разного цвета и 30 мл тюбик однокомпонентного клея.
В пластиковом тубусе фирмы Три Кита также можно приобрести ремкомплект для лодок ПВХ, в состав которой входят несколько заплат и отрезок ПВХ ткани и тюбик клея. Стоимость его от 120-до 150 рублей.
Многие производители лодок предлагают дополнительно либо отдельно наборы тканей для конкретной лодки (необходимой плотности) либо тюбики клея для ПВХ тканей. Клей для ПВХ можно также приобрести в хозяйственно-строительных магазинах.